Когда я рос, у меня была веская причина потешаться над рекламой: объявления призывали потреблять безальтернативные продукты, например - летать самолетами Аэрофлота или заключать договоры страхования с Госстрахом. Я не очень понимал, для чего какие-то люди должны придумывать и воплощать в материал бессмыслицу. Через много лет появилась алтернатива Аэрофлоту, Гостраху и тому сорту сыра, которого нет в продаже. К этому времени у меня уже были некоторые познания в экономике (практической, конечно), а также опыт чтения пестрящих объявлениями заморских журналов. Хотя я и перестал потешаться над рекламой, все эти завлекалочки на меня совершенно не действовали, и я далеко не всегда мог понять, почему они действуют на других людей. Да и завлекалочки ли срабатывали? Ведь одновременно на покупателя действовали и другие факторы.

Подумав, я понял, что реклама - это нецеленаправленное действие. Действие с непредсказуемым результатом. И написал вот эту статью. Она была опубликована в киевском журнале Office 2-2000 и перепечатана добрым десятком сайтов.

   
 
«Липтон» без аппликатора
 
 

Если бы у меня была собака, я бы ее кормил настоящим мятным вкусом. А кошку поил бы правильным пивом. А от тревожного состояния принимал бы вискас. А при насморке пользовался такой тоненькой. Только без сахара. А от кариеса бы спилкувался мобильно. От утомительного застирывания защищался бы надежно секретом женских побед. Применял бы Comet каждый критический день. И перхоть. Главное, это перхоть. Возьми ее с собой. Потому что все еще только начинается

Но у меня нет собаки, кошки, тревожного состояния, насморка, кариеса. Я не пью растворимый кофе, пиво предпочитаю красное ирландское, не читаю газет, не слушаю радио, телевизор выключаю чаще, чем включаю. И, несмотря на принятые меры предосторожности, нахожусь в курсе. И это омерзительно.

И прекрасно, что омерзительно. Потому что заставляет задуматься и разобраться. На этот раз – в том, что такое реклама. Широко известное положение «реклама - двигатель торговли» доверия не вызывает. Слишком похожа на печально известное ленинское определение материи. Напоминаю: материя есть объективная реальность, данная нам богом в ощущениях. Что, не богом? Ладно, не богом. А кем? Что такое объективная? Что такое реальность? (Буду признателен, если мне покажут философский труд, написанный ясным языком о воспроизводимых и проверяемых реалиях. Гегеля, гегельянцев и неогегельянцев не предлагать.) Но я не о философии, я о рекламе. Почему двигатель, почему не движитель, не топливо, не смазка, наконец? Почему одной только торговли? Что, религия с политикой меньше рекламируются? Или хуже двигаются? Нет, ходячие формулировки да прописные истины не помогают. Автомобиль без пятого колеса эксплуатировать запрещено, а народ все свое талдычит об уместности пятого колеса в телеге.

Однако, отбросим критиканство с острым умствованием. Конструктивный подход требует не говорить о предмете, а изучать его. В качестве рабочей гипотезы предлагаю вот что. Поскольку реклама – отрасль бизнеса, то изучать ее следует как бизнес. То есть установить, откуда в этом бизнесе заводятся деньги и куда они деваются. Сразу сообщаю, что популярное объяснение, что деньги берутся в тумбочке, мы отметаем, как неконструктивное. В результате я хочу получить денежную модель рекламной деятельности. Модель - это такой черный ящик, который ведет себя (с точки зрения входов и выходов) таким или почти таким же образом, как моделируемый объект. Приличная модель обладает разнообразными приятными свойствами. Ее можно изучать, на ее базе можно делать прогнозы, в том числе и очень точные. Моделью является, например, вся физика. Использовать модель можно как в интересах здравого смысла, так и против. За использование я ответственности не несу: пистолет не стреляет, стреляет человек.

Рекламодатель, он же производитель товара, в лице вице-президента по сбыту с пеной у рта утверждает, что а) реклама есть один из способов продвижения товара на рынок и что б) реклама есть способ достоверно проинформировать о товаре потенциальных покупателей. Первая формулировка – для акционеров компании. Вторая – для потенциальных покупателей. Обе формулировки к истине отношения не имеют и служат своекорыстным целям высших менеджеров. Первая имеет своей целью увеличение рекламного бюджета за счет дивидендов, причитающихся держателям акций компании. Вторая долженствует успокоить потребителей, справедливо полагающих, что стоимость рекламы включается в цену продукта. В результате успешных действий вице-президента как акционеры (то есть совладельцы компании, назначившие вице-президента по сбыту и всех прочих вице блюстителями своих интересов), так и обыкновенные потребители свои деньги теряют. И если первые еще могут иметь какое-то утешение (новая рекламная кампания увеличит сбыт, и вот тогда-то мы получим свои большие дивиденды), то вторые свои деньги теряют навсегда и без всяких надежд.

В природе, однако, ничего не пропадает. Если кто-то деньги потерял, то кто-то их получил. Деньги с потребителей собраны, а до акционеров не дошли. Они находятся в распоряжении высшего менеджмента компании, в той статье бюджета, где про мероприятия по продвижению старых и новых товаров на старые и новые рынки. Нет никакого сомнения, что меньшая часть этих денег будет использована менеджментом на мероприятия разной степени приятности, а большая уйдет на оплату услуг по исследованиям рынков и на собственно пропаганду товаров. Реклама еще не заказана, цели кампании не только что не достигнуты, а даже и не определены, а одна группа лиц уже выиграла (а одна, разумеется, проиграла), и это не кто-нибудь, а высшее руководство компании-рекламодателя. Узок круг этих людей, страшно далеки они как от своих доверителей, так и от своих покупателей. Малая толика рекламного бюджета достается им из указанного источника не наличными, а в виде разнообразных борзых щенков (бесплатные ужины, развлекательные поездки, бижутерия и прочая ерунда). Но погодим. Они (руководство) подумали, посовещались (между собой и со специалистами по воздействию на неокрепший ум потребителя) и поручили разработку конкретных мер воздействия наилучшему производителю рекламных кампаний. К которому и перекочевывает денежка, и я следую за ней.

Производитель рекламной кампании называется обычно рекламным агентством, но это понятие комплексное, а иногда и чисто мнимое. Насколько мне известно, в мире нет единой рекламной организации, которая в состоянии из заказа получить конечный результат (под результатом я в данном случае понимаю проведенную рекламную кампанию, а не увеличение сбыта и захват рынка). Кто-то проектирует, кто-то изготавливает, кто-то размещает, так что агентство агентству рознь. Впрочем, это различия инструментальные. Кто-то отъедает от рекламно-бюджетного пирога вилкой, кто-то ложкой, а кто-то дерет хищным зубом. Но в любом случае, прежде всего имеет место проектирование рекламной компании. Так что денежка теперь у рекламиста, которого я буду называть архитектором. В первую очередь, архитектор должен убедить заказчика в своем величии. Способов убеждения у архитектора до смешного мало. Во-первых, взятка. Приводит к получению заказа эффективно и быстро. Во вторых, ссылки на прошлые успехи, особенно на успехи в кампаниях конкурентов. Это, конечно, не взятка, а ссылка на ранее успешно данные взятки, но действует тоже достаточно эффективно, хотя переговорный процесс длится дольше. Но можно и ускорить. Если дать взятку. В-третьих, ссылка на специальные познания и академические регалии. Нонсенс. Рекламная деятельность – не наука, а бизнес. В бизнесе место научной истины занимает коммерческий успех, а он не научен, ибо невоспроизводим. Взяток академики не дают, получение заказов - редкая случайность, из-за чего академический подвид архитекторов уже занесен в Красную книгу. Туда ему и дорога. Ибо единственным действительно честным способом получить заказ является взятка заказчику. Ссылки на успехи в прекрасном прошлом не стоят ничего. Нет никакого способа доказать (что бы там ни говорили адепты маркетологии – новомодного варианта старого доброго шарлатанизма), что увеличение сбыта и/или захват рынка связан с рекламной кампанией причинно-следственной связью. Но даже если не считать прошлые успехи случайным совпадением, вероятность неуспеха каждой отдельно взятой рекламной кампании совершенно не зависит от успехов предыдущих. Это факт из теории вероятностей. Все, что ему противоречит – суеверие одних и злонамеренная ложь других. Сухой остаток: от пирога опять отрезали и опять менеджмент рекламодателя.

Обидел ли себя проектировщик, когда согласовывал размеры взятки? Конечно, нет, а если да, то… врет, каналья. Архитектурная часть проекта порождает самую высокую норму добавленной стоимости, а архитектор – самая высокооплачиваемая специализация в рекламном бизнесе. Потому что у него есть идеи. Вот пример. Бумажный подгузник с влагопоглощающим слоем выпускается очень давно, самое меньшее - лет 30. Он был разработан для тяжелых больных, тех, которые с постели не встают и выделительных функций не контролируют. Но этим ребятам даже при развитой страховой медицине много не продашь, потому что их мало. А изготавливать мало – невыгодно. Изделие-то дешевое, а отвезти, а привезти, а складировать, а обслужить какой-нибудь роторный автомат, загруженный на полтора процента своей номинальной производительности? Нет, ребята, так дело не пойдет. Нужно или войну затевать, чтобы лежачих больше было, либо… либо, говорит архитектор, найти новый класс потребителей. Дети ведь тоже норовят описаться… Вот им и продадим. А поскольку они не покупают, то нужно убедить мам в том, что это нужно их детям. И убеждает. То есть настолько убеждает, что сегодня ребенок сначала учится ходить, а потом уже – вовремя писать.

Лжет ли реклама, когда утверждает, что памперс (или другой одноразовый подгузник, не от P&G) лучше обращается с нежной детской попкой, нежели мокрый марлевый подгузник? Нет, не лжет. Следует ли из этой посылки, что нужно пользоваться одноразовыми подгузниками? Нет, не следует. Ясно ли из рекламы, что детям полезно, как этого достичь и как одноразовые подгузники этому могут помочь? Нет, не ясно. А ежу ясно. Ежу ясно, что нужно научить ребенка проситься. Ибо лучше всего детской попке без всяких подгузников. Но на месте производителя я архитектора, который придумал как ленивых мам здоровых детей делать моими покупателями, да я такого архитектора даже и без взятки найму. А с взяткой я его найму два раза. За хорошие деньги он всему прогрессивно-покупательному человечеству докажет как дважды два, то есть как четыре, что взрослому здоровому человеку соответствующий сфинктер полезнее держать расслабленным. И покупать подгузники. Ура. Есть идея!

Идея есть, собственно производство рекламы еще не началось, а пирога поубавилось. Высший менеджмент откусил свою взятку, а архитектор рекламной кампании – свой гонорар. Остаток пирога делится на две сильно неравные части, меньшая из которых распределяется между собственно изготовителями рекламной продукции. Вероятно, именно из-за малости кусочка эта часть рекламного бизнеса относительно честна, если пренебречь ценовой дискриминацией (за продукцию одной и той же трудоемкости с богатого рекламодателя дерут если не три шкуры, то уж полторы – завсегда). Рекламные ролики действительно снимаются, тексты статей, буклетов, флаеров действительно пишутся, а картинки рисуются, наружная реклама действительно изготавливается, равно как и призы и сувениры для всяческих акций, актов и антрактов. Более того, на этом этапе может быть снят превосходный (по исполнению) ролик, написана блестящая (опять-таки по исполнению) статья, разработан отличный буклет и так далее. Мне остается пожалеть талантливых исполнителей: удельная добавленная стоимость этого этапа работы сравнительно невелика. Более подробности из жизни автора рекламной статьи меня не интересуют, я намерен проследовать за большей частью денежного пирога, которая поступает к агентству по размещению рекламы.

С точки зрения производства, ничего интересного агентство по размещению не делает. Оно только делит деньги между владельцами рекламного пространства-времени или, более точно, распорядителями рекламной среды. И берет свой более или менее фиксированный процент за услуги. Этот процент – не прибыль, а выручка агента-разместителя. Чтобы иметь возможность правильно размещать, ему нужно многих распорядителей греть и смазывать. Если только, конечно, агент не является  креатурой распорядителя, его, с позволения сказать, эксклюзивным мойщиком денег. Ну и ладно. Взятки, являющиеся процентами от процентов, я пересчитывать не намерен. Наступает черед главного (не по норме, но по массе) потребителей пирога – рекламной среды.

Медиа. Сама по себе реклама не распространяется, для этого нужна среда. Такой средой может быть почти все, что угодно. Стены недвижимого имущества (включая стенки, специально возведенные для размещения наружной рекламы), стенки самодвижущихся экипажей, любое печатное издание, любая программа радио и телевидения. Ваша дверь, ваш почтовый ящик. И если город (которому платят за размещение наружной рекламы) без этого дохода существовать может (хотя некоторые чиновники свой жизненный стандарт снизят), то средства массовой информации (они же mass media) – фигушки. Они зарабатывать другим способом почти не умеют, причем тем больше не умеют, чем более современно и массово это самое средство массовой информации. Об этом хочется поподробнее. Расходная часть медиа – создание или приобретение носителя информации и его доставка конечному потребителю. Дело недешевое и достаточно сложное технически. Теоретически, доход должен складываться из поступлений от этого самого конечного потребителя. Тогда имеет место нормальная купля-продажа: я приобретаю твою телепрограмму, а ты, если хочешь, чтобы я и в следующем месяце заплатил, уж расстарайся мне понравиться. Эта лобовая схема не работает практически нигде (исключение - некоторые процветающие весьма дорогие компании кабельного телевидения и некоторые вымирающие узкоспециальные печатные издания, приобретаемые, преимущественно, библиотеками). Нравиться, да еще и долго, да еще и огромному количеству разных людей – это огромная ежедневная работа, делая которую никакой ни четвертой, ни даже двадцать четвертой властью не станешь. Поэтому деньги берутся там, где их проще взять – не у конечного потребителя, а у кого-то, кто хочет протолкнуть свою порцию обычного порошка. Таких толкателей всего два: государственная власть и производитель-рекламодатель. Первая платит собранными с конечного потребителя и даже непотребителя налогами. Откуда берутся у рекламодателя деньги рекламного бюджета, – смотри выше.

Ведомость зарплаты (неважно, явная или тайная) какого-нибудь телеканала к пониманию рекламной деятельности тоже не добавит. Так что кончились рекламные денежки, ушли в трубу. Или в эфир – это потребителю все равно.

Но это еще не все. Существуют очень важные вторичные потоки. И все они ведут в Рим.

Власть собирает и расходует по своему разумению все вторичные потоки. Во-первых, налоги на прибыль всех участников производства и распространения рекламы. Во-вторых, некоторые страны (рiдна ненька в том числе) имеет прямой налог на рекламу. В третьих, платежи за различные лицензии и разрешения. В четвертых, подоходный налог и начисления на зарплату со всех, кто крутится в рекламном и распространительном бизнесе. В четвертых, взятки, взятки и еще раз взятки. За эту плату почти всякая власть и создает такие законы, положения и правила, которые рекламную деятельность поддерживают. Хотя известны случаи, когда власть законодательно охраняет общество от избытка рекламы. Никакая взятка не поможет повесить или водрузить светящуюся рекламу в Австралии. Потому что кому-то она мешает. Но они там, наверное, вообще придурки, недаром потомки каторжников. У них и собачьего дерьма в общественных местах (да, и на улицах тоже) не то что нет, а и быть не может, – не пускают туда домашних животных, не все, видите ли, их любят. Но и обидеть животное там тоже нельзя – преступление чуть ли не уголовное. Ну вот, опять отвлекся и вступил в больную тему собачьего дерьма. Вернусь к рекламным деньгам.

На этот раз они действительно кончились. Результат плачевный, ибо во всем процессе их расходования конечный потребитель за свои собственные деньги многократно обманут, введен в заблуждение и принужден. С ним обошлись, как с начинающей секретаршей. На этом свои штудии рекламного бизнеса, а с ними и статью я считаю формально оконченными. Неформально же мне очень хочется впарить читателю шампунь и кондиционер в одном флаконе. Поэтому я тут же, не теряя времени на абзац, перехожу к следующей статье. Называется «Элементарное введение в информацию для желающих получить «три», или обольщение начинающих секретарш». Чтобы оправдать название, сначала о секретаршах.

Начинающую секретаршу берут при помощи двух простых и одного несложного приемов.

Первый: Дорогая, я люблю тебя больше, чем мать, сестру, дочь, жену (нужное подчеркнуть). Начинающей секретарше следует задать вопрос: а любит ли обольститель мать, сестру, дочь, жену (ненужное зачеркнуть). Но она начинающая и не знает еще, какие величины можно выражать в долях и процентах, а какие – только абсолютными значениями.

Второй: Дорогая, у тебя такие чудные глазки! Дорогая, у тебя такие сладкие губки, щечки, грудки! (нужное подчеркнуть). Начинающей секретарше следует задать вопрос: а почему это обольститель умолчал о веснушках, волосатой родинке, лысых бровях (ненужное зачеркнуть). Но она начинающая, и не знает что этот прием еще древние римляне применяли к покойникам: de mortuis aut bene aut nihil.

Третий: Дорогая, мне так хорошо с тобой! Начинающей секретарше следовало бы а) выяснить как именно хорошо (сравнительно с другими начинающими и более опытными секретаршами) и б) уточнить, с кем плохо. Но она начинающая и не знает еще, что утверждение с подразумеваемой альтернативой с помощью риторических приемов может быть выдано за безальтернативное.

Разумеется, существуют и более сложные способы обольщения. К ним относятся наукообразные рассуждения (риторика, использующая чуждую предмету высказывания лексику), заведомо ложное использование статистики, вербовка слабых и неустойчивых в стане потребителя (детей и больных) – всего того, что в Уложении о наказаниях Российской империи квалифицировалось как «использование во зло неведения». Но во все эти подробности и аналогии можно и не вдаваться. Моделирование денежных потоков рекламного бизнеса доказывает, что едоки рекламного бюджета финансово от конечного потребителя не зависят. И это не просто факт. Видов коммерческой деятельности, направленных иногда поперек, а иногда и прямо против интересов того, кто эту деятельность оплачивает, не так уж много. Но рекламный и медиа-бизнесы в эту славную когорту попадают.

И попадают они туда вместе, да еще и с третьим нелишним, гуманитарным образовательным бизнесом, совершенно закономерно. Дело в том, что все три бизнеса имеют дело с информацией, а точнее – с чем-то, что продается ими под видом информации и вместо нее. Разумеется, матерый рекламщик, прожженый репортер, вальяжный профессор делового администрирования имеют совершенно иное мнение по данному вопросу. Они могут совершенно искренне полагать то, что они нам вещают, самой что ни есть информацией. В полном соответствии с их пониманием термина «информация». Не буду с ними спорить – упомянутые персонажи - люди невежественные. Они соответствующих предметов не изучали. То, что они по своим понятиям называют информацией, давно и по закону называется сообщением. Сообщение же может содержать некоторое количество информации, а может ее и не содержать. Информативность (то есть количество информации) полученного кем-то  сообщения зависит от того, сколько ее туда вложила передающая сторона, от того, насколько сильно сообщение исказилось по дороге от передающей стороны к стороне принимающей и, наконец, от того, насколько сообщение снизило неопределенность для принимающей стороны.  Неспециалисты (а иногда именно специалисты) почти всегда путают (а иногда намеренно смешивают) осмысленность сообщения с его информативностью. То есть, сообщение считают информативным, если оно кажется осмысленным, то есть соответствует правилам осмысленной речи. Ерунда. Сообщение может быть совершенно осмысленным и не содержать информации. Более того, осмысленное сообщение может не иметь и смысла, потому что правила осмысленной речи формальны, а смысл – нет, но это меня сейчас не интересует. Чтобы не утонуть в теоретико-информационных дебрях, приведу несколько примеров. 1. Замечательный, поучительный, интереснейший текст «Сказания о Есицунэ» на старояпонском не содержит для меня никакой информации, потому что я не умею его прочесть. 2. Тот же текст, блестяще переведенный на хорошо известный мне русский язык Аркадием Натановичем Стругацким, тоже не содержит для меня никакой информации, потому что я его уже читал и даже перечитывал. 3. Текст, содержащий завтрашние котировки на Нью-Йоркской фондовой бирже не содержит информации. Даже если назавтра выяснится,  что котировки такими и оказались, они не могут быть известны заранее, а совпадение следует считать случайным. 4. Текст шифровки обычно неинформативен для тех, кто перехватил сообщение. К тому моменту, когда ее расшифруют, сведения не будут актуальны или будут уже известны из других сообщений.  Сообщения дешифруют не для того, чтобы узнать, что там написано, а для того, чтобы получить информацию путем сопоставления ряда неинформативных сведений. 5. Сообщения «Бог есть» и «Бога нет» не содержат информации, потому что верующие в бога остаются при своей вере, верующие в атеизм – при своей, а скептики – при своем неверии как в бога, так и в его отсутствие. 6. Не содержат информации постановляющие части приказов, распоряжений, заповедей и пр. Содержать информацию могут только констатирующие части этих текстов. А могут и не содержать. 7. Не содержат информации сообщения, не имеющие адресата, равно как и не доходящие до него (безличная брань, стенания, выклики кликуш, мольбы, молитвы). 8. Не содержат информации сообщения, текст которых был искажен в процессе передачи до степени, исключающей восстановление. 9. Не содержат информации сообщения, полученный по каналу с неизвестной получателю степенью искажения.

Список не исчерпывающий, но вполне достаточный для того, чтобы большинство читателей сочло меня умственно неполноценным. Степень (дебил, имбецил или идиот) оставляю на усмотрение большинства. Сильные эмоции и крайность суждения отлично понимаю и не сержусь ну ни капельки: выбор у большинства и вправду очень ограниченный: либо идиот я, либо оно, большинство. Большинству спешу сообщить, что до чрезвычайности польщен пребыванием в одной компании с Норбертом Винером, Ильей Пригожиным, Клодом Шенноном, Уолтером Эшби и многими других выдающимися учеными и мыслителями, а также интересуюсь, известно ли им, в какую компанию попали они. Но довольно страстей – они неинформативны. Когда-то эталоном сложности в технических вузах было сопротивление материалов. Даже поговорка была: сдал сопромат – можешь жениться. На самом деле сопромат очень прост, ибо просты, интуитивно ясны основные понятия сопромата (прочность, упругость, нагрузка). Сложным его делала исключительная громоздкость расчетов, а она была следствием низкой математической культуры. С информацией все в точности наоборот. Расчетные методы относительно просты (те, кто изучает теорию информации, обладают достаточной математической культурой), но вот с основными понятиями просто караул. Дело в том, что понятие количества информации не принадлежит к множеству интуитивно ясных понятий. Оно, как и близкие ему понятия энтропии (меры хаотичности) и вероятности требует для понимания довольно большое количество непредвзятого и способного к абстракции ума. Не у каждой секретарши такое есть. Посему нередко бывает, что человек умеет рассчитать количество информации, переданной отправителем А по каналу B адресату C в сообщении X, но легко ошибается, определяя, что именно является информацией в любовной записке. И я лопухом оказывался. И Винер, судя по его автобиографии, не всегда справлялся. Именно потому, что понятия информации и количества информации так неинтуитивны, манипуляции и жонглирование околоинформационными словами так просто и доступно. А тут еще и последняя треть XX века с его так называемым информационными технологиями и невообразимыми достижениями в производительности байтодробилок и пропускной способности битопроводов… Если в такую большую трубу свистнуть, дунуть или плюнуть, звук будет таким громким, что уже не будет понятно, что это не музыка. Но и не слушать будет нельзя. Поэтому – побежали.

Есть ли информация в общедоступных новостях, если это только не местное штормовое предупреждение? Ее нет. Курдские волнения в Турции слабо влияют даже на поток туристов в Анталью, не говоря уже о производстве сыров в горной Шотландии. Но медиа эту весть хайлендерам донесут. Есть ли для меня информация в сообщении об убийстве В.Листьева, аресте Ю.Тимошенко, избрании Д.Буша, пусть даже и младшего? Никакой. Здесь нет ничего, чем я могу руководствоваться или что я могу учитывать. Марка упала по отношению к доллару. Что, и в этой новости информации нет? Так точно, нет! Для специалистов валютного рынка это уже не новость, импортеры и экспортеры свои валютные риски предусмотрели, на бюргера немецкого, у которого в марках и доходы, и расходы, и мало зависящие от курса внутренние цены, эта новость не влияет, так для меня – это и подавно не информация.

Можно ли найти важную для потребителя информацию в рекламе? Утверждение, что стиральный порошок Ariel лучше какого-то другого, информации не содержит. Стирает неплохо, и я им пользуюсь (наряду с другими). Но мне нужна информация. Я хочу знать, могу ли я пользоваться этим порошком на даче с автономной местной канализацией. Для этого мне нужна степень его вредности для бактериальных культур, участвующих в биологической водоочистке. Я хочу знать, какое вещество определяет собственный запах этого порошка, потому что я это вещество, черт его возьми, вдыхаю. Говорят, что регулярное употребление жевательной резинки снижает заболеваемость кариесом. Я не представляю себе исследования, с помощью которого это утверждение можно проверить. Поэтому информации в нем нет. А я ее хочу. Например, такую: если я стану лучше жевать, то не стану ли я хуже говорить из-за гипертрофии жевательных мышц. А также полезно ли вызываемое постоянным жеванием повышенное слюноотделение для слюнных желез, желудка и чего там еще осталось от пищеварительного тракта.

Изобилие не-информации (теория информации называет это шумом) и недостаток настоящей информации возникают всякий раз, когда меня хоть сколько-нибудь интересует рекламируемый товар. Обычно мне удается получить ответы на свои вопросы, но для этого нужны специальные, иногда трудоемкие изыскания. Ни разу мне не удалось получить от производителя или его представителя прямой ответ, связанный с негативной характеристикой продукта. Даже если этот ответ был очевиден и не был связан с конкретным брэндом (пример: все синтетические детергенты нарушают работу систем биологической водоочистки). Потребитель оказывается бесправен еще раз. Это побудило меня построить еще одну модель – модель идеальных (с моей точки зрения) информационных отношений производителя и потребителя.

Излагаю. Потребитель имеет право знать о товаре все, что влияет на его титульные потребительские свойства, безопасность и особенности применения, а производитель обязан предоставлять потребителю эти данные во всей их полноте, включая сравнительный анализ аналогичной продукции конкурентов по его первому требованию. Если производитель отказывает потребителю в каких-то данных, ссылаясь на коммерческую тайну или технологический секрет, а потребитель считает и может доказать в суде, что эти данные необходимы ему для определения безопасности применения, то суд должен принудить производителя предоставить потребителю закрытую корпоративную информацию по продукту (потребитель, разумеется, не должен полученную информацию разглашать). Производитель не имеет права пропагандировать свою продукцию в средствах массовой информации и с помощью наружных средств визуальной коммуникации. Средства массовой информации не имеют права получать денежные средства, а также иные материальные и нематериальные активы от производителей товаров и услуг. Конец модели. Конец назойливым рекламщикам. Конец паразитирующим масс-медиа. Конец преподавателям маркетологии и делового администрирования. Конец очень, очень многому. Вообще всей экономике, которую мы знаем.

Сегодняшние манеры потребления формируются по заказу производителя. Хоть и чужими деньгами,  но именно он платит за пропаганду своего товара любыми средствами. А кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Если девушку к столу поведет джентльмен с другим воспитанием, то на столе будут другие блюда, другие напитки, и за этим последуют другие танцы. Я совершенно точно знаю, что именно Тефаль думает о нас. Он уже продал мне утюг (по моему мнению, хороший) и норовит продать сковородку (по моему мнению, годную только для омерзительных гамбургеров). Я думаю о себе сам и сковородку эту не куплю. Я совершенно точно знаю, чью жизнь изменит к лучшему Филипс. Свою жизнь я поменяю к лучшему сам. Лампочка от Филипс меня устроит, но проигрыватель от Филипс мне не годится даже в ванную.

Реклама навязывает людям несвойственные потребности. Реклама приучает человека не принимать сознательных решений. Реклама забивает наши уши, сознание и даже подсознание слоганами, а слоган это тот же лозунг, но не по-немецки, а по-английски, а лозунг – это инструмент пропаганды, а пропаганда нужна, чтобы нас построить и сделать пушечным или иным мясом. Реклама повышает уровень шума и снижает нашу способность воспринимать настоящую, существенную информацию, ту самую, которая нам нужна, чтобы повысить определенность (и тем самым безопасность) нашего существования и, таким образом, обеспечить надежную защиту на целую жизнь. Реклама беззастенчиво вторгается на наши улицы и в наши дома. И все это она делает за наши собственные деньги. Не пейте правильное пиво. Не пейте продвинутое пиво. Пейте то, которое вы любите пить. И непременно требуйте долива после отстоя.

 
 

<Главная> <Все статьи> <Следующая>

 
Hosted by uCoz