.Газета "Республика. Политика. Право" 07.10.2005

 

Дело № дело № 3 о "порядке на дорогах"

На рассмотрение Верховной Рады Украины в ближайшее время будет внесен законопроект, касающийся реформирования Государственной автоинспекции и предусматривающий увеличение в 10 раз размера штрафов для нарушителей правил дорожного движения. Начальник департамента ГАИ МВД Украины Сергей Коломиец сообщил:
1. предложение об увеличении размеров штрафов внесено с целью наведения порядка на дорогах;
2. изменениями в действующее законодательство предусмотрено сократить примерно на 70% перечень нарушений, причем штрафы будут предусматриваться только за значительные нарушения, а за отсутствие аптечки и огнетушителя штрафовать не будут;
3. удостоверение водителя будет изыматься только в четырех случаях: за вождение в нетрезвом состоянии, за дорожно-транспортное происшествие, за исчезновение с места ДТП и за невыполнение требований инспектора;
4. вместо снятия номеров с автомобиля законопроектом предлагается конфискация талона о техосмотре, при этом талоны о техосмотре будут выдаваться водителям бесплатно
5. талоны о техосмотре будут изыматься в случае нарушения требований о переоборудовании транспортных средств, за противоправное использование специальных световых и звуковых сигналов и за непрохождение техосмотра;
6. предлагается возобновить практику задержания авто на штрафплощадке в случае отсутствия у водителя документов, определяющих право собственности на транспортное средство, за эксплуатацию незарегистрированного транспортного средства и за непрохождение техосмотра;
7. реформа ГАИ предусматривает запрет скрытой формы контроля.

Сам по себе законопроект особых нареканий не вызывает. Действительно, существенное увеличение штрафов за серьезные нарушения (п.1), в принципе, способствует тому, что водители пересмотрят свои оценки риска и вознаграждения и станут вести себя на дорогах более ответственно. Более правильной оценке будет способствовать и резкое сокращение списка нарушений (п.2). Остальные пункты (3-7) инициативы не имеют никакого отношения к наведению "порядка на дорогах", их реализация никак не повлияет ни на количество пробок, ни на количество ДТП (причем п.6 еще и разрешает арестовывать собственность по не относящихся к праву владения основаниям, в том числе и по подозрению)..
Признавая правильность пп.1-2, можно, тем не менее, уверенно утверждать, что положительные результаты законодательной инициативы - даже если они и будут наблюдаться - не будут ни значительными, ни долговременными.
Дорожно-транспортная система - чрезвычайно сложное явление. Это сложнейшая, с огромным количеством ограничений и внутренних связей инфраструктура и огромное количество участников, действия которых предсказуемы только частично и только статистически. Дорожно-транспортная система столь сложна, что, например, вполне допустимое замедление движения всего лишь одним водителем на автостраде может привести к цепочке аварий на большом удалении (50 км и больше) от того места, где водитель почему-то решил затормозить. Кратковременное прекращение движения в одной части города может привести к многочасовым пробкам в другой. Иногда - это знает каждый водитель - возникают ситуации, в которых только своевременное нарушение писаных правил движения спасает от тяжелого дорожного происшествия.
Даже если предположить, что ГАИ располагает неограниченным количеством честных, сообразительных и доброжелательных сотрудником, безумно предполагать, что одно только манипулирование наказаниями способно разрешить хотя бы часть проблем. Но сотрудники ГАИ - и это знает каждый участник движения - крайне редко занимаются регулированием движения и разрешением дорожных проблем. Если сегодня возможен сговор между представителем власти и водителем, то он будет возможен и после увеличения штрафов. Если сегодня ГАИ активно занимается "порядком на дорогах" исключительно в интересах безопасности высоких гостей, заставит ли повышение штрафов заниматься этим "порядком" в другие дни? Если имеется значительное количество лиц, которые освобождены (по закону или фактически) от соблюдения ПДД, то как убедить водителя, что соблюдение правил - обязательно и к его же пользе?
На эти вопросы законопроект ответа не дает. Повторю: дорожно-транспортная система чрезвычайно сложна. О транспортных проблемах написано множество толстых умных книг (вот на столе у меня - 650-страничный сборник статей "Горизонты транспорта", вышедший в 2004-м в издательстве "Социум"), и ни одна из них не дает простого способа навести "порядок на дорогах". Было бы безумием считать, что даже гениальный министр вместе с исключительным коллективным разумом ВР решат проблему одним законопроектом. Более логично предположить, что законопроект все-таки нужен для чего-то другого. Например, для увеличения пропускной способности гаишного деньгопровода. Куда он ведет - в бюджет или в карман - это потребителям дорожного движения не так уж важно.

 

<Главная> <Все приговоры> <Следующая>

 
Hosted by uCoz