Эта статья была написана в 1994 году. Как ни странно, но общие ее положения не устарели, несмотря на то, что Ирландия более не является страной с удобным налогообложением. Такая живучесть объясняется тем, что они не более чем общие принципы осмотрительности. Статья была опубликована в трех или четырех московских изданиях, позабывших даже снабдить меня авторским экземпляром, а также явилась началом моего долгого и приятного сотрудничества с главным редактором киевского журнала Office (опубликована в 10-1996).

Ошибка нерезидента[1]

Согласно статистике, люди склонны часто и разнообразно ошибаться. Даже саперы, которым профессиональная ошибка может стоить жизни, и резиденты, расплачивающиеся за ошибку самое меньшее карьерой. Менее известны ошибки нерезидентов, то есть а) юридических лиц, занимающихся извлечением прибыли в местах, отличных от места их регистрации, и б) физических лиц, воздерживающихся от уплаты налогов на личные доходы на том основании, что их резиденция и, следовательно, обязанность уплаты налогов находится в ином месте. Шансов допустить ошибку у нерезидента множество, цена ошибки колеблется от незначительной (денежные потери) до очень высокой (уголовное преследование в нескольких странах сразу).

Наша цель - вести бизнес таким образом, чтобы платить как можно меньше налогов. Цель налоговых служб - не дать нам такой возможности. Оставляя в стороне криминальный и полукриминальный бизнес, следует признаться, что счет в их пользу. Безопасное, максимально законное уклонение от налогообложения - дело сложное; открытием счета в зарубежном банке не обойдешься. Можно ли стать нерезидентом, попросту купив себе нерезидентуру по це­нам ниже рыночных, благо объявлений тьма? Если да, то к кому из рекламодателей обратиться? Если нет, то сколько времени нужно на это потратить и кого взять в помощники? Как определить квалификацию обслуживающей вас фирмы? Какая цена за услуги является разумной? С чем соглашаться и от чего отказываться?

"К беде неопытность ведет". Дороже всего обходятся ошибки, совершенные в начале пути (по видимому, на них аккуратно начисляются немалые про­центы). Поэтому предлагаем будущему нерезиденту не торопиться, отставить в сторону рекламу и подумать о том, как он будет покупать свою фирму. Вне всякого сомнения, кто-то эту работу уже сделал и в данный момент с аппетитом ест хоть и зеленые, но сочные и сладкие плоды нерезидентства, гарантировав себя от всех возможных ошибок первоначального этапа. Будущий нерезидент должен определить свои потребности, исходя из имеющегося и/или планируемого рода деятельности. В ответе следует обозначить срок, в течение которого будет использоваться приобретаемая структура, примерные денежные обороты, частоту трансакций, страну или страны, где планируется извлекать прибыль, а также, если это уже известно, куда предполагается направлять прибыль. Готово? Я надеюсь, что у вас получилось художественное произведение в технике "тушь, перо, акварель" с ясно очерченными контурами будущей нерезидентуры и размытыми и оттого еще более привлекательными объемами. Подписывать это произведение искусства пока не надо.

Теперь кладем набросок в папку и идем искать подрядчика, который должен построить и сдать под ключ готовую, пригодную к долговременному использованию нерезидентуру. Подрядчики - продавцы оффшорных компаний - раз­ные. Вам нужен один из самых лучших продавцов. Продавец-отличник действует на законных основаниях, безопасен для вас, компетентен и надежен. Вы, разумеется, не можете прямо спросить продавца обо всем этом, потому что он всегда ответит "Да, да, да и да. Я самый лучший продавец нерезидентур". Более правдивый ответ, которого вы, впрочем, не услышите, звучит так: "Хотя я и действую без всяких законных оснований, но сдаю налоговой службе (полиции, своей "крыше" - нужное подчеркнуть) лишь каждого пятого клиента. Я настолько занят обналом, где подымаю в десять раз больше, что просто некогда выучить, кто такой номинальный директор". Поэтому во время первой встречи с продав­цом будущий нерезидент задает преимущественно косвенные вопросы. Ваш жизненный опыт, знание людей и наблюдательность играют здесь первую роль. Глубину профессиональных знаний продавца вы все равно не сможете оценить, а если сможете - значит, вы не начинающий нерезидент и статья эта вам не нужна.

Итак, вместо вопроса "действует ли продавец на законных основаниях" вы задаете следующую серию вопросов:

Не с Малой ли Арнаутской товар? То есть, кем на самом деле зарегистрирована предлагаемая вам оффшорная структура. Занималась ли этим юридическая фирма? Случайное лицо? Тот, кто беседует с вами в данный момент? Его деловой партнер? Ответ должен быть быстрым и точным - в правильных документах на компанию всегда есть ссылка на имя инкорпоратора (того, кто непосредственно и на месте регистрирует компанию). Самый неправильный продавец - тот, кто не знает ответа, самый лучший - тот, кто имеет полномочия инкорпоратора продавать его продукцию. Если продавец захочет показать вам свои письменные полномочия, можете посмотреть, но не обольщайтесь: определить подлог практически невозможно.

Для кого сделано? Продаются ли компании данного инкорпоратора где-либо, кроме бывшего СССР? Если да, то хорошо бы взглянуть на адреса офисов инкорпоратора или его уполномоченных агентов. Если этот список ограничен Восточной Европой, а главный офис находится в оффшорной зоне - поставьте продавцу троечку. Главный офис отличника расположен в стране с мощными юридическими традициями, вероятнее всего - в Англии (именно там находятся фирмы с самыми большими объемами продаж), а прочие его офисы - в оффшорных зонах.

"Я бы взял по частям, но мне нужно сразу" Документация компании состоит из учредительного договора, свидетельства властей места регистрации о принятии заверенного договора на хранение, апостиля (межгосударственный документ о регистрации компании; выдается не во всех странах), документа о наличии зарегистрированного офиса, доверенности, выданной первоначальными владельцами компании на ваше имя и некоторых других документов, обеспечивающих имущественную защиту инкорпоратора и/или первоначальных владельцев от ваших действий, а вас - от действий инкорпоратора и/или первоначальных владельцев. Если одновременно с компанией вам предоставляют банковский счет - должны быть документы о том, что а) вы являетесь единственным лицом, уполномоченным на управление этим счетом и б) по данному счету нет никаких обязательств.

Готов ли продавец купить у вас компанию обратно? Хотя ответ на этот вопрос не имеет практического значения (раз вы покупаете компанию, то она вам, наверное, нужна), он позволяет судить как о законности действий продавца, так и о его профессионализме. "Правильный" продавец всегда готов принять свой товар обратно, хотя и не по той цене, по которой вы ее купили - часть затрат носит невозвратный характер. Продавец может (а профессионал - должен) попросить у вас доказательств отсутствия у компании обязательств, чтобы обеспечить защиту следующего владельца

Итак, вы более или менее уверены в том, что продавец делает то, что он делает вполне законно. Сей факт не только отраден сам по себе, но и свидетельствует в пользу компетентности продавца. Чтобы дополнить свою оценку компетентности, рекомендуется задавать следующие вопросы.

Какие типы компаний я могу у вас купить? Как правило, на месте можно купить только оффшорный аналог компании с ограниченной ответственностью. Другие структуры (действующие страховые компании, работоспособные банки, фонды, трасты и пр.) требуют продолжительной и серьезной работы с клиентом, стоят много дороже и, возможно, продаются только в хорошие руки. Если продавец говорит вам, что может все и очень быстро, он в лучшем случае заблуждается.

Какие места регистрации вы мне можете предложить? В мире насчитывается несколько десятков оффшорных зон. Выбор конкретной зоны связан как с общими соображениями имиджа будущей нерезидентуры, так и со спецификой вашего бизнеса. Если вы намерены взять в управление судно, бессмысленно регистрировать компанию в Лихтенштейне - логичнее выбрать Кипр или остров Мэн, которые, в свою очередь не слишком привлекательны для экспортно-импортных операций. Если продавец предлагает только Мэнские или только Делаварские компании, он, очевидно, может обслужить не всякого покупателя. Ас­сортимент "правильного" продавца значителен, хотя некоторые отдельные виды компаний нужно специально заказывать.

Могу ли я взглянуть на вашу витрину? Продавцы компаний обычно продают их "с полки", то есть имеют на своем складе несколько готовых компаний с разными наименованиями. Если вам предоставляется большой выбор, значит, дела у продавца идут вполне прилично, затоваривания он не боится. Если вы можете дополнить этот факт положительным ответом на вопрос "Как долго вы на этом рынке?", то, скорее всего, большинство клиентов этого продавца остались им довольны.

Мне понадобятся консультации в других странах. Чем вы можете мне помочь? Продавец должен иметь контрагентов в других странах: от инкорпоратора, чьим агентом он является, или своего поставщика компаний до руководящих лиц банка, где вам предлагают открыть счет. Нормальный продавец связан со своими контрагентами определенными соглашениями, ваше непосредственное обращение к ним ничем ему не грозит, а только укрепляет его авторитет. Если вы не можете получить от вашего продавца реко­мендации, можно не сомневаться, что он на этом рынке случайно.

Чем еще занимается ваша фирма? Возведение нерезидентур - очень специальная юридическая деятельность, требующая глубоких профессиональных знаний и непрерывного отслеживания изменений в законодательстве. Юридическая фирма не должна заниматься никакой другой деятельностью и, с целью обеспечения безопасности своих клиентов, не должна оказывать услуги тем, кто не является ее клиентом по основной деятельности. "Правильный" продавец обеспечивает или может обеспечить (как правило, не от своего имени, но через своих партнеров) множество дополнительных услуг, но говорить об этом он будет только со своим клиентом.

Как долго вы будете ожидать моего решения? На самом деле вам нужно узнать, что для продавца важнее: продать вам компанию сейчас или установить доверительные долговременные отношения. Хороший продавец хочет продать вам компанию сейчас, но с еще большим удо­вольствием (и большей потенциальной прибылью) сделает это, когда вы вернетесь к нему после посещения его конкурентов, убедившись в том, что он - самый лучший. Если вас торопят с покупкой - значит, есть основания считать, что, по трезвом размышлении, вы ее не сделаете [2] .

Сохраню ли я свою независимость, если куплю компанию у вас? Как и любая постройка, нерезидентура нуждается в ежегодном косметическом ремонте, а иногда - в серьезной реконструкции. Вам следует убедиться в том, что вы, с одной стороны, можете быть уверены в профессиональной помощи продавца, а с другой - не обязаны ею пользоваться, и обеспечены всем необходимым, чтобы сделать это самому или с помощью третьих лиц. Выдача доверенностей и других документов от имени номинальных директоров может быть сделана только продавцом, внесение ежегодной пошлины - кем угодно. Продавец должен предложить вам банк (один или несколько), но вы должны иметь возможность открывать счета где угодно по собственному разумению, равно как выдавать доверенности на совершение конкретных действий по своему усмотрению и без помощи продавца. Продавец должен быть готов сотрудничать с любым уполномоченным вами лицом, включая и своего конкурента. Если вы убедились в том, что ваша не­зависимость прин­ци­пиально обеспечена - лучше всего не злоупотреблять ею - ваш продавец весьма компетентен, и сделает ровно то, что вам нужно.

Так, с компетентности, кажется, все в порядке. Заодно продавец набрал какие-то баллы и по надежности, но с этим перемудрить невозможно: надежность - синоним вашей безопасности и безопасности вашего бизнеса. Поэтому - следующий блок вопросов. Если вам покажется, что какие-то вы уже задавали, не беспокойтесь: сопоставление разных ответов на один и тот же вопрос (заданный в разных формах) - стандартный прием тестирования, применяемый для определения правдивости тестируемого.

Столько лет вы занимаетесь этим бизнесом? Если фирма продавца только начинает свою деятельность, продавец обязан сообщить вам об этом сам в самом начале беседы. Если же он не новичок, то с удовольствием расскажет вам историю своего становления. Уклонение от прямых и подробных ответов должно вызывать у вас известную подозрительность

Каков объем продаж? Вы уже получили некоторое представление об этом, когда рассматривали витрину продавца. Этот вопрос носит, в основном, контрольный характер. Продавец, однако, может порадовать вас, сообщив, что инкорпоратор, которого он представляет здесь - один из лидеров в этой области деятельности в мире или определенном регионе. Учтите, что сколько-нибудь достоверной статистики по бывшему СССР нет; информацией о масштабах деятельности в России следует попросту пренебречь.

Можете ли вы познакомить меня с каким-нибудь вашим клиентом? Охрана имени клиента - чуть ли не самая главная задача продавца. Но это не значит, что он должен немедленно вам отказать. Некоторые из его клиентов могут владеть нерезидентурой совершенно официально (так, например, некоторые банки владеют оффшорными банками-филиалами на Кипре или Бермудах, а какое-нибудь пароходство регистрирует компанию по управлению частью своих судов на острове Мэн). Эти клиенты числят свои нерезидентуры на своем балансе, не скрывают ни своих имен, ниже деятельности и в принципе могут дать отзыв о своих взаимоотношениях с продавцом. Другие клиенты могут иметь с продавцом достаточно тесные и долговременные связи; ради этих связей некоторые из них пойдут на частичное раскрытие своих тайн. В общем, "правильный" продавец сумеет представить рекомендации тем или иным способом.

Хорошо. С надежностью все вроде бы тоже все ясно - ваш продавец, скорее всего, надежен. Еще несколько контрольных вопросов, чтобы уточнить меры продавца по охране вашей конфиденциальной информации - и вы готовы принимать решение.

Где зарегистрирована ваша фирма? Где будет храниться информация обо мне? Грамотный продавец знает не только зарубежные законы, но и некоторую часть местных, согласно которым компетентные органы могут изъять любую документацию в любом офисе по одному лишь подозрению. Поэтому он будет хранить в своем офисе только название вашей компании и контактную информацию. Все прочее будет отослано в офис инкорпоратора (где оно, кстати, и нужнее). В делах конфиденциально-денежных принцип "дальше положишь - ближе возьмешь" действует безотказно. Фирма продавца должна быть непременно зарегистрирована в стране с развитым правосознанием и с абсолютной приверженностью принципу презумпции невиновности.

Вы давно работаете вместе? Вероятность утечки информации повышается, если продавец часто принимает на работу новых людей и увольняет старых. Штат юридической фирмы должен быть стабильным, а отношения между сотрудниками - доверительными. Задайте вопрос и сопоставьте его с личными наблюдениями.

Зачем вам это знать? Если продавец задает вам вопросы о вашей личности, партнерах, опыте, конкретных моментах деловой практики и прочие, не имеющие прямого отношения к сути вопроса - это подозрительно. Продавцу нужны только самые общие характеристики вашего бизнеса (чтобы подобрать для вас оптимальный вариант) и контактная информация (только после того, как вы превращаетесь из посетителя в клиента). Если он спрашивает что-то еще, это можно объяснить в лучшем случае любопытством (профессионалы, в особенности юристы, этим не страдают), а в худшем - желанием собрать информацию о вас в своих личных интересах.

В принципе, ваша работа закончена. Вы задали множество вопросов и получили, в целом, утвердительные ответы. Все хорошо, ваша акварель в самое ближайшее время может превратиться в чертеж, а чертеж - в постройку. Самое время остановиться и вспомнить, что только присущие вам как нерезиденту наблюдательность и интуиция уберегут вас от пагубных последствий беспечного решения. Поэтому еще два вопроса самому себе.

Каковы ваши внешние впечатления об офисе? Проанализируйте свои впечатления. Если вам назначили время для визита, и вы пришли вовремя - вас не могут заставлять ждать более 3-5 минут (если вы опоздали или пришли раньше - не взыщите, продавец может быть занят). Вы не должны видеть других клиентов, а они вас (даже в коридоре). Обстановка должна быть сдержанной и рабочей. Роскошь и убогость свидетельствуют не в пользу продавца. Вас должны удобно посадить - даже если ваш первый визит продлится 15 минут; обычно беседовать приходится не менее часа. Если вам предлагают кофе и/или чай - они должны быть хороших сортов. Беседа не должна существенно прерываться из-за звонков, входящих и выходящих сотрудников и т.д. Вами должны заниматься в течение всего вашего визита. На столах не может быть никаких бумаг, кроме тех, которые вам показывают.

Каковы ваши впечатления от личности продавца? Продавец должен быть внимателен, вежлив, терпелив (общие требования к любому продавцу), уметь выслушать вас и запомнить детали сказанного вами, обладать развитой речью. В речи квалифицированного продавца будут встречаться термины, которых вы, возможно, не знаете. Если он не умеет объяснить их на понятном вам языке - он скорее обладает нахватанностью, нежели знаниями. У вас ни в коем случае не должно быть впечатления, что продавец недавно разбогател (дорогая безвкусная одежда, тяжеловесные золотые украшения и прочие аксессуары недавнего московского богатства). Продавец вежлив с другими служащими фирмы и никогда не забывает вставить "пожалуйста" в распоряжение своему секретарю. Кстати, знает ли продавец иностранные языки? По идее, должен знать.

Последняя и наименее важная тема - цены. Цены на примерно одну и ту же услугу могут варьировать от $1000 до $5000. Обыкновенная оффшорная ком­пания в пристойном месте (США, Ирландия), зарегистрированная с использованием номинальных директоров и имеющая административный офис вне места регистрации должна вместе с банковским счетом стоить от $3000 до $4000. Построить удобную нерезидентуру за $1000 долларов невозможно. [3] Все, что вы платите свыше $4000 - лишнее. Годовое сопровождение компании должно обходиться примерно в $1500.

Заключительные советы. Эта статья не является руководством по оффшорному бизнесу, но всего лишь кратким пособием для начинающего нерезидента. Не задавайте вопросы в том виде и в том порядке, как они приведены здесь: продавец тоже умеет читать и может хорошо приготовить свое домашнее задание. Ознакомьтесь с терминологией оффшорного бизнеса (к сожалению, "Толковый словарь нерезидента" пока не издан, воспользуйтесь хотя бы "Очень кратким" на врезке). Созвонитесь с десятком продавцов и получите у них предварительную информацию по телефону. Согласуйте время вашего визита в трех наиболее привлекательных фирмах. Наденьте костюм и галстук, причешитесь... ох, что это я, это вы знаете.

В любом случае будущий нерезидент должен быть осторожен. В конце концов, приобретая нерезидентуру, он является всего лишь покупателем и, в качестве такового должен руководствоваться формулой римского права "пусть покупатель будет осмотрителен", что, в переводе на язык современных контрактов, означает: "риск качества товара переходит на покупателя в момент покупки".Стало быть, удачной вам покупки. Теперь самое время осмотреться и без спешки приступать к изучению вашей новой профессии - руководителя иностранного предприятия. Вам придется о многом узнавать на собственном опыте, пользоваться помощью коллег и знакомых. Вне всякого сомнения, вы быстро убедитесь в том, что хлеб нерезидента требует упорного и кропотливого труда, что бесплатных завтраков по-прежнему нет. И это нормально. А еще через некоторое время вы заметите, что какие-то люди владеют многими сложно связанными оффшорными (и неоффшорными) структурами и распоряжаются многими банковскими счетами. Вам тоже захочется продвинуться по службе и, вместо руководства одной нерезидентурой, начать руководить сетью. Но это - тема следующей статьи с вполне предсказуемым названием - "Судьба нерезидента".


[1] Статья основана на многочисленных публикациях, фирменных материалах, беседах с представителями 19 компаний, продающих услуги по "оффшоризации" и материалах, любезно предоставленных британской юридической фирмой Spencer Company Formation Limited. Сотрудникам этой фирмы я с удовольствием приношу свою искреннюю благодарность.

[2]  О своих слабостях продавец осведомлен хорошо - это можно не проверять.

[3]  Я знаю как зарегистрировать американскую компанию в любом из 50 штатов США (4 из которых, впрочем, не штаты - State - а сообщества или общины - Commonwealth всего за $400, причем четверть этой суммы составляет стоимость кожаной папки. Эта компания будет вполне законной, но совершенно непригодной для отечественного нерезидента.


Очень краткий словарь нерезидента

бенефициарный владелец - лицо, имеющее юридически удостоверен­ные права на имущество и доходы компании (или иной структуры). Бенефициарным владельцем может быть как физическое, так и юридическое лицо

инкорпоратор - юрист (лицо или компания), имеющее полномочия основателей компании представлять ее в государствен­ных органах регистрации

нерезидент - физическое лицо, постоянно проживающее вне страны гражданства или юридиче­ское лицо, ведущее хозяйст­венную деятельность вне места своей регистрации

номинальный директор - лицо, формально являющееся владельцем компании, но не имеющее в этой компании имуществен­ных ли иных интересов. Действует по поручению и в пользу бенефициарного владельца

оффшорная зона - юрисдикция со специальными льготами для нерези­дентных (оффшорных) компаний. Примерами являются Кипр, Ирландия, Багамы, Панама, остров Мэн, некоторые штаты США.

оффшорная структура - обычно нерезидентная компания. Как правило, регистрируется в юрисдикциях с низким или нуле­вым налогообложением, либо в тех, где возможно освобождение от налогообложения для нерезидентов

юрисдикция - территория, управляемая определенным законодательст­ом. Чаще всего страна или специально выделенная ее часть (остров, штат и пр.)

 

<Главная> <Все статьи> <Следующая>

 
Hosted by uCoz