.Газета "Республика. Политика. Право" 04.11.2005

 

Дело № 6: О приказах Минздрава - бывших, 360-м и будущих


Министерство здравоохранения перенесло введение приказа запрещающего продажу рецептурных лекарств без рецептов с 20 октября на 1 июня 2006 года. "За это время приказ №360 будет доработан, будет внесены изменения... а тогда он вступит в силу", - сказал представитель Минздрава. По словам представителя Минздрава, решение о перенесении введения в действие приказа на такой большой период времени было принято для того, чтобы сделать его максимально эффективным и правильным. "Этот приказ лучше, чем действующий, но не самый лучший", - говорит он.
Приказ № 360 - инициатива отставленного министра здравоохранения Н.Полищука, автора и других новаций. Имел своей целью расширить регламентацию отпуска лекарственных препаратов, при этом резко сужался (с 53% до 39% и становился закрытым списком) перечень лекарств, отпускаемых без рецепта. Обычный (не льготный, не для выписки препаратов группы А - ядовитых и сильнодействующих) рецептурный бланк становился бланком строгого учета, а время его действительности уменьшалось с двух месяцев до десяти суток. Рецепт заверяется личной печатью врача. Приказ, как объявлено, направлен на улучшение медицинского обслуживания населения за счет создания помех самолечению и упорядочение оборота медикаментов.
Из свободной продажи должны были исчезнуть, в частности, антибиотики и гормональные препараты (в том числе контрацептивы).

При анализе следует исходить из того, что приказ № 360 не вошел в силу по чисто случайным причинам (противники приказа не добивались смены всего правительства), так что он - в неизменном или доработанном виде - станет регулирующим документом. Поэтому заключение о неизбежных и возможных последствиях документа не только остается, но и становится более актуальным, поскольку лучшее понимание в этом случае может (при достаточной активности публики) ограничить появления подобных распоряжений, предотвратив пагубные последствия некомпетентной управленческой активности.

Любая регулятивная мера - это средство для достижения определенной цели. Первое, что обязан сделать аналитик - определить, достигаются ли предложенными средствами заявленные цели. В данном случае это особенно просто, поскольку приказ, по сути, сводится к запретительным (регламентирующим) и учетным мероприятиям. Между тем хорошо известно, что запреты не уменьшают потребление продукта, в котором потребитель испытывает острую жизненную необходимость, а только увеличивает его цену за счет высокой рисковой премии. Запретительная (ограничительная) мера по своему эффекту равносильна (для покупателя) простому повышению цены. Приведу пример. Даже во времена полностью контролируемого рынка медикаментов в СССР за достаточно большие деньги можно было найти любое лекарство, в том числе не импортируемое и не разрешенное к применению; такое же положение существует и сейчас. В предельном случае (рынок наркотиков) это приводит к тому, что продавцу становится выгодно не только сбывать товар уже сложившимся потребителям, но и расширять свой рынок с помощью обманного или насильственного приучения. Даже если предположить, что возросшая цена лекарств отпугнет кого-то из любителей самолечения, то у них остаются разрешенные Минздравом альтернативы: пищевые добавки, знахари и целители, действующие, кстати, по лицензии того же Минздрава, располагающего, судя по всему, экспертами не только в области традиционной медицины.
Другая сторона приказа: экономическое обременение пациентов, продавцов медикаментов и врачей, принуждение их заниматься бесполезной и бессмысленной деятельностью. Если я должен постоянно принимать одно и то же лекарство (скажем, гипотензивное с контролем давления), то для успешного продолжения лечения мне не нужно врачебное время, ибо схема лечения может не меняться годами и посещения врача - если меня не беспокоит что-то еще - ни врачу, ни мне пользы не приносят. Если женщина использует гормональные контрацептивы, то она будет вынуждена навещать своего врача не раз в пологода-год, а каждый лунный месяц. Бесполезная деятельность врачей и провизоров, несомненно, приведет к увеличению как цены платных медицинских услуг, так и цены на лекарства. Бесплатные же медицинские услуги станут в результате более дефицитными (то есть повышение их цены выразиться в больших затратах времени пациента, а для части пациентов эту услуги станут недоступными). Таким образом, приказ № 360 прямо ведет 1) к снижению эффективности труда врача и 2) к повышению цен на медицинские услуги и лекарства. Кроме того, учетные мероприятия породят учетный аппарат и, соответственно, бесполезные дополнительные трудозатраты и покрывающие их расходы из налоговых поступлений, то есть опять из кармана потребителя. Это означает, что кто-то, нуждающийся в помощи, ее не получит. И, как это обычно бывает с мероприятиями социальной направленности, меры, направленные на защиту самых бедных сильнее всего повредят именно этой группе. (Никакого парадокса: экономисты знают, что, например повышение налогов на социальные нужды прежде всего ударяет именно по опекаемым вдовам и сиротам.) Подводя промежуточный итог, можно сказать, что достижимой целью этого распоряжения является сокращение затрат на социальную помощь населению посредством уменьшения этого самого населения.

Не менее важно в анализируемом образчике государственной деятельности и соотношение прав личности и государства. Вполне очевидно, что любой человек имеет право за свои деньги лечиться так, как ему угодно: даже если он поступает неправильно, он причиняет ущерб только себе. Лечение определенным способом, у определенного врача и с помощью определенным лекарственных средств есть его личный выбор, проявление того, что индивид принадлежит самому себе, а не какому-либо государству (последнее очевидно из того, что человек может быть гражданином разных государств, даже если какое-то одно и заявляет на него права собственности). Поэтому право Минздрава (или иного государственного ведомства) издавать приказы в духе обсуждаемого может быть легко оспорено по крайней мере в части платной медицины и в части продажи лекарств. В области платного обслуживания приказы такого рода являются грубым нарушением базовых прав человека, ничем не обоснованным вмешательством государства в частную жизнь людей и их добровольную ненасильственную деятельность. В области условно-бесплатного медицинского обслуживания подобные приказы просто неэффективны. Разумеется, некоторые лекарства могут при их неправильном или преступном применении представлять собой опасность. Точно так же представляет собой опасность (смертельную) имеющееся во всех домах электричество, ездящие по всем улицам автомобили, окна в зданиях выше первого этажа и обыкновенные кухонные ножи. Но все эти обиходные предметы - и сильнодействующие лекарства в том числе - не представляют собой какой-то такой опасности, с какой человек не может справиться. Все это - атрибуты обыкновенной жизни, а не какой-то там форс-мажор, требующий объявления чрезвычайного положения. Мы умеем пользоваться электричеством и автомобилями, мы живем в многоэтажных домах и пользуемся ножом и вилкой. Люди согласовали правила пользования всеми этими опасностями и научились принимать общие и индивидуальные меры предосторожности, сведя ущерб от несчастных случаев к общеприемлемому уровню. Преступные применения благ цивилизации есть и будут, но это по другому ведомству, по правоохранительному. Что до несчастных случаев, то никто не мешает нам и дальше понижать этот ущерб путем более просвещенного обращения с рисками. Помощь Минздрава была бы бесценной, если бы его чиновники со знанием дела объясняли маме, что не нужно давать ребенку антипиретик для взрослых. Их действия по регламентированию применения лекарственных препаратов могли бы быть осмысленными, если бы они привели в порядок, отрегулировали и, главное, обеспечили то, что находится - или, по крайней мере, должно находится - под их управлением: базовую бесплатную общедоступную медицинскую помощь.
Все остальное - если, конечно, у нас будут отбирать меньше денег с помощью прямых и, особенно, косвенных налогов - мы купим. Просто за деньги или с помощью добровольного медицинского страхования. И тут уж Минздраву точно делать нечего: я надеюсь, что за время, оставшееся до вступления приказа в силу, учет мнений врачей, фармацевтом и пациентов приведет к тому, что здравый смысл восторжествует, и приказ так и не вступит в силу.

 

<Главная> <Все приговоры> <Следующая>

 
Hosted by uCoz