Газета "Республика. Политика. Право" 30.09.2005
Газета "Автопрофи", N25 (11 - 20 октября 2005г)

 

Дело №2: "полусухой" закон


14 сентября 2005 сообщено, что в ВР зарегистрирован законопроект "О защите здоровья населения от вредных последствий потребления пива и напитков, которые изготовляются на основе пива". Согласно положениям законопроекта, на продажу и потребление пива распространяются виды регулирования, принятые законодательством относительно алкогольных напитков. Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, которыми вводится ответственность за нарушение правил торговли пивом и напитками, которые изготовляются на его основе, а также за распитие пива в общественных местах и на производстве. Изменениями, которые вносятся в Закон "О рекламе", устанавливаются определенные ограничения на рекламу пива и напитков, которые изготовляются на его основе.

Право. Подобные инициативы являются, безусловно, нелегитимными, поскольку лишают человека прав в угоду интересам какой-либо группы давления. Население никогда не делегировало законодательной власти право решать, когда, в каком количестве и какие на­питки оно хочет пить. Равным образом, оно не делегировало законодателю право (и тем более не вменяло государству в обязанность) заботу о здоровье против воли человека. Употребление пива (как и более крепких напитков) не является деятельностью, нарушающей права других людей, и государственному регулированию тут попросту нечего делать. К сожалению, ограничения в правах с помощью такого вот «полусухого» закона недостаточно сильны, поэтому нет надежды, что он вызовет широкое недовольство и будет отменен. С большей вероятностью, этот полусухой закон - если будет принят – породит большое количество «нарушений», за которыми невозможно уследить. Правопринуждение исполнения полусухого закона будет с необходимостью избирательным, что откроет правоохранительным органам новые широкие возможности.

Эффективность. Законопроект не является подходящим средством для достижения ти­туль­ной цели: защите здоровья населения. Никакая насильственная мера "партии и правительства" никогда еще не избавила алкоголика от алкоголизма и не уменьшила количество алкоголиков. Таким образом, законопроект ущемляет лишь права умеренных потребителей. Но умеренное употребление алкогольных напитков не наносит здоровью никакого ущерба, так что законопроект оказывается полностью бессмысленным.

Экономика. Предложенный законопроект вносит изменения и в Закон о рекламе, ограничивая рекламу пива. Здесь законодатель опять занимается не своим делом. Очевидно, что если производство и продажа какого-то товара не запрещены, то автоматически разре­ше­но и неограниченное рекламирование этого товара. Наилучшей рекламой то­ва­ра является его наличие на полках магазина. Товар на полках кричит: «я здесь, потому что я людям нужен, меня покупают». Вся остальная реклама менее действенна (и вообще нужна для другого), но рекламодатель считает, что он не может обойтись без телероликов и билл­бордов, поэтому он будет искать обходные пути, что, в конечном счете, будет оплачено потребителем.

Логика. Словосочетание «здоровье населения» указывает на то, что законопроект основан на социальных рассуждениях. Такие рассуждения, если их невозможно свести к рассуждениям об отдельной личности, заведомо ложны. Никакого «здоровья населения» не существует. Здоровыми, менее здоровыми и больными могут быть только индивиды. Реклама не может быть моральной или аморальной: мораль присуща только человеческой личности, а реклама может быть только удачной (если помогает продавать) или неудачной (если не помогает).

Бенефициары и пострадавшие. Законопроект выгоден правоохранительным органам (порождает поле избирательного правоприменения), власти в целом (продолжает приучать людей к тому, что государство – их хозяин) и, как ни странно, рекламистам (плата за изобретение обходных каналов рекламирования). Возможно также, что законопроект – просто рэкет, предложение производителям пива уплатить, за то, что он не будет принят. Пострадавшие – все граждане. Даже если вы не пьете пива, законодательная инициатива нарушает ваше право делать самостоятельный выбор.

 

<Главная> <Все приговоры> <Следующая>

 
Hosted by uCoz