.Газета "Республика. Политика. Право" 16.09.2005

 

Дело № 1: Об импортных льготах


На сайте парламента был обнародован правительственный законопроект о введении на период до конца 2009 года моратория на предоставление налоговых льгот при ввозе товаров в Украину. Действие этого ограничения не планируется распространять на техническую, финансовую и гуманитарную помощь.

При анализе того, чем может обернуться такая инициатива для простого потребителя, следует учесть два аспекта.

Первый кажется положительным: снятие льгот ставит импортеров в «более равные» условия, благодаря чему меньше искажаются сигналы потребительского рынка (спрос и зависимость спроса от цены). Однако эта благотворность обманчива. Сигналы рынка все равно искажены, поскольку ставки таможенных пошлин на разные товары существенно отличаются. К примеру, если я хочу хлеб, а пошлина на него – 10000%, мне выгоднее купить мясо. А хлеб для меня окажется недоступным предметом роскоши… Аналогичная проблема у производителя: при низкой ставке ему невыгодно производить внутри страны то, что при высокой – выгодно (разумеется, оплачивает эту «выгодность» потребитель). В общем, дезориентированы все. Бизнес, извлечение прибыли, фактически, основано не на том, что нужно потребителю, а на том, каковы произвольно установленные государством пошлины. Так что все равно, искажены ли свободные рыночные цены льготными ставками или нельготными: они искажены в любом случае. Вывод: от снятия льгот проигрывает тот, кто их теряет, а другие импортеры и производители – выигрывают.

Второй аспект. Любое снятие налоговых льгот приводит, в общем, к повышению косвенного налога. Если раньше этот налог уплачивался в меньшем размере (льгота переносилась на потребителя), то теперь будет уплачиваться в большем. Так что от введения в действие законопроекта рядовым потребителям становится хуже, потому что в цену товара будет включена более высокая пошлина.

Остается выяснить, кого же субсидирует потребитель. Это очевидно: лучше становится тем, кто не подпадает под действие этого законопроекта: тем, кто ввозит и распределяет «техническую, финансовую и гуманитарную помощь». То есть в самом документе явно указаны бенефициары законопроекта, те, кому он выгоден. Через эти же структуры другие импортеры смогут обходить закон. Или – купят (путем получения лицензии или просто дачи взятки) у власти право ввозить техническую, финансовую и гуманитарную помощь.

Никто, кстати, не гарантирует, что в случае принятия этого законопроекта не будет принят следующий, который кому-то все-таки предоставит льготы. Так что документ может быть просто выражением подковерной борьбы за перераспределение льгот. На потребителе она в любом случае скажется отрицательно.

Потребителю все равно, какие товары попадают в льготный список. Потребителю важно, чтобы вообще не имелось никаких льгот, а была плоская ставка таможенных пошлин, причем – низкая. Чтобы не чиновники, а сам потребитель решал, что и по какой цене ему необходимо, что желательно, а что относится к предметам роскоши. Мнение чиновника любого ранга и депутата любой партии в этом вопросе имеет такой же вес, как и мнение любого человека.

 

<Главная> <Все приговоры> <Следующая>

 
Hosted by uCoz